Грузовой портал TRUCKSONLINE.RU

TRUCKSONLINE.RU
Зарубежные грузовики


Делимся адресом:

Российский рынок грузовых автомобилей

Существенные перемены, происходящие на автомобильном рынке России, в меньшей мере коснулись сектора грузовых автотранспортных средств. Отечественный рынок грузовиков остается достаточно стабильным и сохраняет тенденцию к постепенному росту. К настоящему времени его емкость, по оценкам экспертов, с учетом импорта новых и подержанных автомобилей составляет 250–260 тыс. единиц на сумму свыше 5 млрд долл. США.

Развитие российского рынка грузовиков происходит под влиянием ряда как общих объективных факторов, так и частных, носящих порой субъективный, трудно предсказуемый характер. Позитивное воздействие на рынок оказывает достаточно активно развивающаяся экономика страны. Несмотря на некоторое замедление темпов роста, продолжаются увеличение товарооборота, расширение объема строительных работ, экспорта и импорта. Рост грузооборота автомобильного транспорта способствует сохранению устойчивого спроса на грузовые автотранспортные средства. Потребности внутреннего рынка в грузовой автотехнике по-прежнему удовлетворяются преимущественно за счет автомобилей отечественного производства. В то же время продолжается рост продаж новых и подержанных грузовиков зарубежного производства. Это особенно заметно в сегменте автомобилей большой грузоподъемности, где доля новой импортной техники приближается к 40% объема всех продаж.

Производство и продажа грузовых автомобилей предприятиями РФ (продажи с учетом экспорта)

Примечание: Выпуск и объем продаж грузовых автомобилей в период 1999–2004 гг. по данным ОАО «АСМ-холдинг», в 2005 г. — оценка.

Сравнительная оценка основных показателей рынка грузовых автомобилей (объемы ежегодного производства по маркам и типоразмерам, отгрузки, экспортные поставки, импорт и др.) показывает, что в течение последних 3 лет внутренний рынок в значительной мере стабилизировался. С начала 2003 г. общий выпуск грузовиков предприятиями российского автопрома находится в пределах 195–205 тыс. единиц, объем продаж — на уровне 200 тыс. автомобилей (без учета подержанных). Импорт бывшей в эксплуатации грузовой автотехники, составляющей по разным оценкам 50–70 тыс. единиц, свидетельствует о продолжающемся росте вторичного рынка и значительном обострении конкуренции в этом секторе. Доля экспортных поставок российских грузовиков составляет более 20% общего выпуска и колеблется в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры внешнего рынка, однако стабильно сохраняет тенденцию роста. Таким образом главной ориентацией российского автопрома по-прежнему остается внутреннее потребление грузовой техники. Проводимые правительством Российской Федерации мероприятия, направленные на развитие в стране сборочных производств зарубежных грузовиков, способствуют постепенной интеграции российского автопрома в мировой рынок. По заявлениям представителей федеральной власти, реализация так называемого «целевого варианта» позволит решить проблемы освоения новых моделей и улучшения качества выпускаемых грузовых автомобилей, усилит позиции российских производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Пока же все эти радужные перспективы на практике почти не видны и главным преимуществом отечественных грузовиков, как и автобусов, остается значительный ценовой разрыв между новыми иномарками и российскими моделями.

В сегменте автомобилей малой грузоподъемности (до 3,5 т) объем продаж по предварительным итогам 2005 г. превысил 116 тыс. единиц. Его доля в общем объеме продаж, включая новые импортные грузовики, составляет немногим менее 60%, причем подавляющее большинство продаваемой в этом сегменте автотехники приходится на машины Горьковского автозавода. Производство грузовых автомобилей ГАЗ уверенно растет: в 2005 г. общий выпуск достиг 129 тыс. единиц (+ 10%). Их продажи, включая экспорт, составляют 60% общего сбыта отечественной грузовой автотехники. Основу производственной программы завода по-прежнему составляют малотоннажные автомобили семейств «Соболь» и «ГАЗель» — до 80% выпуска грузовиков этой марки, пользующихся устойчивым спросом. Что касается перспектив роста российского рынка автомобилей малого класса, то по оценке специалистов, в том числе и зарубежных, в период 2005–2010 гг. среднегодовой темп его увеличения составит 2,5–3,0%.

АМО ЗИЛ, наряду с грузовиками среднего класса, предлагает потребителям автомобили многочисленного семейства ЗИЛ-5301 «Бычок», входящие в верхний подкласс автомобилей малой грузоподъемности. За последние 5 лет их выпуск значительно сократился. Если в 2000 г. ЗИЛ изготовил более 12 тыс. машин семейства «Бычок», то в 2003 г. их производство уменьшилось вдвое (до 6831 единицы), а в 2005 г. — до 3 тыс. машин. Главной грузовой продукцией Ульяновского автозавода остаются проверенные временем полноприводные автомобили семейства 3303\3741, а выпуск новой серии 2360 пока невелик. Развитие производства грузовых машин УАЗ носит нестабильный характер и испытывает значительные колебания как по годам, так и по месяцам выпуска: ежемесячный темп производства может падать и возрастать вдвое (в пределах от 1000 до 2000 единиц). Годовой выпуск грузовичков УАЗ в течение последних 3 лет находился в пределах 19–22 тыс. единиц. На долю завода по итогам 2005 г. приходится немногим более 9% общих продаж отечественных грузовых автомобилей, а перевод производства на модели, удовлетворяющие экологическим требованиям Euro-2 и Euro-3, неминуемо повлечет за собой их удорожание и в перспективе может сделать все производство нерентабельным. ОАО «ИжАвто», один из ведущих изготовителей легких фургонов и пикапов, выпускавший в последние годы по 14–15 тыс. машин, спешно сворачивает их производство и переходит на выпуск более ходовых южно-корейских легковых автомобилей. В 2005 г. программа ЗАО «ВАЗинтерсервис» пополнилась сразу несколькими новинками. За последние 3 года предприятие поддерживает их выпуск на уровне 3 тыс. единиц, а в 2005 г. доля грузовичков ВИС составила лишь 2% общих продаж отечественных грузовых автомобилей. Ожидается, что спрос на них будет возрастать, поскольку эти машины находят все более широкое применение в самых разнообразных сферах хозяйства и транспорта. Среди предприятий, собирающих свои легкие грузовые автомобили в России, также происходят постоянные изменения: в 2005 г. место калининградского «Автотора», выпускавшего легкие грузовички Kia, занял ТагАЗ из Ростовской области, предлагающий схожие развозные машины Hyundai Porter. До ноября 2005 г. их было собрано 1300 единиц.

В сегменте грузовых автомобилей средней грузоподъемности общий объем продаж снизился до 38 тыс. единиц. На его долю приходится около 20% общего сбыта таких машин, включая новые импортные модели. Производство грузовиков этого класса на ГАЗе стабильно растет: в 2003 г. их выпуск составлял 15,7 тыс. машин, в 2004 г. — 19,6 тыс., а в 2005 г. превысил 27 тыс. единиц. Доля автомобилей ГАЗ среднего класса (серии 3307, 3308, 3309) в заводской программе возросла за этот период с 14,5% до 21,0%. Оживление спроса на них в значительной степени обусловлено растущим производством специальных исполнений на таких шасси, а также умеренный рост заводских и соответственно рыночных цен. В то же время на ЗИЛе отмечается спад производства среднетоннажных автомобилей: в 2003 г. их было собрано 5,9 тыс. единиц, в 2004 г. — 5,5 тыс., в 2005 г. — менее 4 тыс. машин. Внедрение в производство новых моделей, в том числе 6-тонного ЗИЛ-4329, существенных изменений в производственную программу пока не внесло (их выпуск в 2005 г. составил лишь несколько сотен). Руководство АМО ЗИЛ изыскивает возможности выхода из трудного финансового положения. В частности, для продвижения своих автомобилей на восточно-европейский рынок создано российско-латвийское акционерное общество AS AMO Plant. Заключенное соглашение предусматривает организацию сборочного предприятия в Елгаве (на базе бывшего автозавода РАФ) по выпуску грузовиков ЗИЛ, комплектующие к которым будут поставляться из Москвы. Важное место в этом сегменте занимает продукция Уральского автозавода, предлагающего с 2005 г. новые бескапотные дорожные автомобили. В последние годы темп производства на заводе постепенно растет — выпуск грузовиков повышенной проходимости увеличился с 5,9 тыс. в 2003 г. до 7 тыс. в 2005 г. Доля автомобилей «Урал» в общих продажах отечественных грузовиков увеличилась за это время с 3,09% до 3,27%. Вместе с тем предприятие продолжает испытывать трудности с реализацией своей продукции, существенно сократились экспортные поставки, значительные остатки неотгруженной автотехники скапливаются на заводской площадке. Увеличению экспортных поставок будет способствовать заключение соглашений с рядом стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В частности, подписан контракт о лицензионной сборке «уралов» в Индии.

КамАЗ остается основным поставщиком грузовых автомобилей большой грузоподъемности (свыше 8 т), сохраняя за собою значительную долю и в сегменте машин среднего класса. Из года в год завод уверенно наращивает производство: в течение последних 3 лет выпуск тяжелых машин увеличился на треть — с 24 тыс. в 2003 г. до 31 тыс. в 2005 г. Доля «камазов» в общем объеме продаж российских грузовиков увеличилась с 12,33% до 14,97%. Дополнительные возможности расширения производства КамАЗа создает растущий экспорт: в 2005 г. поставки тяжелых машин за рубеж превысили 7 тыс. экземпляров, то есть около четверти выпуска. Достаточно стабильно работает и зеленоградское сборочное производство шведской компании Volvo, предлагающее семейство наиболее совершенных грузовиков российского происхождения. По предварительным итогам 2005 г. там было собрано 400 тяжелых грузовиков, тягачей и самосвалов. В целом доля тяжелых грузовиков возросла до 20%, главным образом за счет роста выпуска автомобилей КамАЗ и импорта зарубежной автотехники.



  1. Российский рынок грузовых автомобилей

Дополнительная информация

Achleitner | Askam | AUSA | Bremach | Bucher | Caron | Crane Carrier Corporation (ССС) | Daewoo-Avia | Dennis | ERF | Foden | Holden | KAMAG | LDV | Mahindra | Mega | Otoyol | Pfau | Piaggio | PROTON | Santana | Scam | Seddon Atkinson | SNVI | Terberg | Uro | Vauxhall | Новинки года | Новинки Амстердамского салона грузовиков 2005 года | Российский рынок грузовых автомобилей | Китайские грузовики в России | Зарубежные грузовики российской сборки | Renault Radiance — грузовик будущего | Фургон года — FIAT Doblo Cargo III

Авто грузовики
Грузовики России и СНГ

Грузовой портал TRUCKSONLINE.RU »